Всем болящим в утешение

Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10,22).

Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, — все же перетерпеть неизбежно; так лучше же перетерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Осознай себя стоющим еще и не такой беды, — осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? Паче всего молись, — и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться: и терпеть-то нечего.
(Св. Феофан Затворник).

Если человек переносит встречающиеся ему испытания с благодарением Богу, то они ему будут способствовать достижению вечного спасения.
(Св. Феофан Затворник).

Благодарить в бедах — заслуга большая, чем давать милостыню.
(Св. Димитрий Ростовский).

 

Утешение болящему

Как вести себя в болезни и как относиться к болящим? «Здоровье есть дар Божий, — говорил преп. Серафим Саровский, — но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям».
Надо благодарить Господа за болезни и искушения, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина — шествовать ко Христу Спасителю нашему.
Болезнь — это крест, иго благое, которое ведет к вечному блаженству. Поэтому благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа.
Утешение в болезнях и скорбях должно искать в Иисусе Христе: иначе напрасно будем искать утешения.
Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и равен проходящему пустынную жизнь. Благодари болящий Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению.
Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.
Невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах, и пребывало неизменным, если только возлюбим жить в добродетели.

Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь — душе.
Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение;
больного преп. Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают высшие силы.
Болезнь избавляет от многих душевных страстей; ап. Павел говорит: «Внешний человек тлеет, а внутренний — обновляется» (2 Кор. 4, 16).
Болезнь, — вот школа смирения, вот, где видишь, что нищ, и наг, и слеп.

Когда же будут тебя безпокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Св. Писания: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное».
(Преп. Амвросий Оптинский).

В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в таинстве покаяния и в совести своей примириться с Богом.
(Св. Феофан Затворник).

Болезни наши большею частью происходят от грехов, — почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.
Великий подвиг — терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу.
Нас сближает с Богом — скорбь, теснота, болезнь, труды. Не ропщи на них и не бойся их.
Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух спасает.

(Св. Тихон Задонский).

Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей — сатана — пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий, и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни.
Если оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед которым теперешнее счастье — ничто.
Кто не имеет отрады здесь, и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную (Преп. Амвросий Оптинский).
Старец заболевшему своему другу внушал: «Молиться надо чаще: «Господи! Даждь ми зде терпение, а тамо отпущение».

Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.
Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.
Кто с благодарностью переносит телесные недуги и терпит из-за болезни разного рода прискорбности, тот не далек от безстрастия, почему с радостью ожидает смерти, как виновницы вступления в жизнь вечную.
(Блаж. Диадох).

Не может человек терпеливо переносить скорби, если не будет иметь в уме своем смертный исход свой, безконечные мучения и радость Царства Небесного.
Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.
Болезнь для человека является милостью Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай.

У одра болезни — молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом — в виде хлеба — в печь и, наконец, — на трапезу Божию.
(Св. Феофан Затворник).

Но здоровье и болезнь в руках Божиих, промышления — суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры. Но они же в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно.
Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее, все это ради того, дабы душу очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.
Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений; а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться.

Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу.
(Св. Григорий Богослов).

Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».
(Древний патерик).

На опасно больных нападает сильнее диавол, зная, что имеет мало времени.
В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души.

Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша — великий дар Божий; денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите — и спасена будет душа Ваша.
(Старец Арсений Афонский).

Больной и бедный — не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.
Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его.

(Св. Иоанн Кронштадтский).

Размышляйте о том, что здешнее все мимолетно, а будущее вечно.
Больному надобно утешать себя чтением Божественного Писания и страданием Спасителя.
Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

Будучи больной, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом, да твори Иисусову молитву.
(Старец Анатолий Оптинский).

Разве не знаете, что и от больного Бог истязует молитвы духовные?
(Св. Иулиания).

Будучи немощной, и правило, как можешь так и исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади.
Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий, у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысел. Истинный христианин верует, что все, случающееся с нами в жизни, делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит, в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему; и потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим».

Лечение гипнозом чуждо должно быть веры христианской: ни в Св. Писании, ни в отеческих учениях сего не видим. Употребление гипноза есть отрасль волхования.

Кто лечится с надеждою на помощь Божию, а не на лекарство и лекаря, тот не погрешает.
Врачей и лекарства Господь создал. Нельзя отвергать лечение.

(Св. Феофан Затворник).

Во время болезни всякий должен думать и говорить: «Кто знает? Может быть, в моем недуге отворяются мне врата к вечности?»

В болезнях должно заботиться об излечении их.
В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвою и таинствами: исповедью, причащением, и соборованием.
Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей.
Богатство душевное — в терпении.

В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению.
(Св. Феофан Затворник).

Терпение означает то, дабы все, что ни случится, сносить великодушно: в болезнях не отчаиваться, излишне в несчастьях не унывать, в бедности не печалиться и на обиды не роптать.
В счастии человек должен почитать себя должником Божиим, а в несчастии — Бога имеет своим должником.

А если будет смущать помысл (почему дозволяешь себе льготу), то отвечайте ему: «Мне ли грешнице поститься? По грехам моим я недостойна сего. Смирение выше поста. И чаек кушайте и утром, и вечером, за все это вознаграждайте смирением и самоукорением».
(Старец Арсений Афонский).

А когда утомитесь не спавши, то уже о правиле не беапокойтесь, в таком случае оно откладывается. Телу необходим отдых и подкрепление.

Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей.
(Блаж. Иероним).

Кроме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего Вас от скорби и уныния.
О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена, Многоболезненного: как он не выходил из келий и даже не желал выздоровления.

Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари аа это Бога, заботящегося о тебе.
(Игум. Никон).

Однако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.
(Св. Феофан Затворник).

Кушать по болезни не грешно и рано, когда хочется, ибо вы слабого здоровья, но скрывать это нет нужды, ибо это дело обычное, — иные даже нарочно при людях кушали, дабы не имели о них высокого понятия.
Под предлогом болезни и усталости не оставляй своего молитвенного домашнего правила, даже на один день, пока есть в тебе дыхание.

Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апост., 69 правило);
(Митр. Филарет Московский).

Человек, проникнутый надеждою на Бога, смотрит на дело с высшей точки зрения и говорит себе: «Теперь я могу дать людям добрый пример терпения и быть им полезным. Я готов все перенести, лишь бы заслужить небо. Бог все устрояет к моему благу. Он говорит с пророком: «Благ Господь терпящим Его в день скорбения и знаяй боящыяся Его».
(Наум 1,7).

Очень жалею, что вы так расслаблены. Терпите… Это первая добродетель, которую Вам теперь следует исполнять. Вторая — благодарение Бога, все во благо нам устрояющего. Третья — благодушествуйте, видя сию к Вам милость Отца Небесного. Для страдалиц это хорошо. Если перенесут благодушно, без ропота и осуждения, и серчания, то мученического чина причастны будут.

«Что больна, — пишет о. Анатолий Оптинскнй, — не беда: грешным людям это — очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу».

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство, и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Св, Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию… Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую Вашим желудком.

Говоришь ты, что немощна бываешь и нездорова? В таком случае давай себе ослабу и отдых, а когда чувствуешь себя здоровою, тогда и поститься можешь и постоять на молитве.
(Архим. Варсонофий, Александро-Свирского монастыря).

Если в болезни иногда по немощи и помалодушествуете, то не отчаивайтесь, а прибегайте к покаянию, ибо попускает Господь к смирению.

Бывает иногда при болезни искушение. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Душа не может освободиться от искушения иначе как призывая Иисуса Христа и прибегая к духовному отцу».

Не скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить молитвенного правила, и благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота, и с благодарением терпим.
(Старец Арсений Афонский).

Больной должен в посты поститься в среду и пятницу, а в остальные дни ему разрешается кушать скоромное, кроме мясного.

В болезнях должно вопрошать Отцев прежде врачей.
(Св. Варсануфий Великий).

Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение.
(Св. Варсануфий Великий).

Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты, и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, — и они терпят.
(Св. Тихон Задонский).

Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь.
(Св. Иоанн Кронштадтский).

Особенно будь кроток и терпелив в болезни и в разных неблагоприятных обстоятельствах: ибо тогда мы особенно порываемся к раздражительности, изнежены довольством, здоровьем, счастьем и покоем.
Терпи с благодарностью воле Божией всякую болезнь и немощь, всякий труд, всякую обиду и неприятность, говоря: «Да будет воля Твоя», — и зная, что благость Божия ведет все к лучшему для тебя, и что всякую неприятность Господь удобно может претворить в счастье и радость.
Если же человек будет роптать на болезни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (сколдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и пр., а через это приведет душу такого человека в мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего — диавола, внушающего ему все это и желающего погубить его.
Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, — ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей… Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это.
Болезни — напоминают о смерти, и надо готовиться к ней.
Следует упомянуть так же о том, что Св. отцы предлагают освящать принимаемое лекарство: так, преп. Варсонофий Великий рекомендовал одному ученику принимать лекарство — розовое масло со св. водой. Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении, ибо мы не знаем, что нам полезно.

В болезни, прошу, пользуйся лекарствами, ибо многие нуждаются в твоем здоровье.
(Св. Феодор Студит).

В болезни, по совету врача, мы можем разрешить себе на время употребление и постом скоромной пищи, но в этом случае мы должны помнить, что делаем это из необходимости, а не для удовольствия и наслаждения.
Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; болезнями грехи очищаются, и от страстей избавляемся.

Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то худо.
(Св. Феофан Затворник).

Страдания, если они озлобляют болящего, не преображая его, не давая благотворной реакции (исправления и благодарения), — только сугубое зло.
Если не можешь ходить в церковь по болезни, то не ходи, только не ропщи.
Утешающих тебя в болезни и служащих тебе в ней благодари и моли за них Бога, хотя и лежа. Терпение в болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.
Выздоравливающий после болезни, в особенности серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым».
Благо тому, кто имеет болезни и скорби. Ими очищаются грехи. Но если, очищаемые Богом болезнями и скорбями, мы продолжаем грешить, то надо опасаться, чтобы не истощилось на нас милосердие Господа, жаждущего нашего покаяния.

Самая лучшая благодарность Богу за выздоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в исполнении заповедей Его.

В болезни не желай себе смерти — это грешно.

Больные пусть помнят, что им служат ради Бога, и пусть не опечаливают служащих им братий излишними своими требованиями. Впрочем, и таких надо терпеливо сносить, потому что через это стяживается богатейшая награда.

Ежели услышишь кого боляща, не ленись посетить его и послужить ему усердно, если нет для тебя душевного вреда.

Не забывай писать утешительные письма тем, кто страдает за веру Христову и страждет в болезни или находится в темнице и скорби.

Перенесение от больной неприятностей, много душе принесет пользы.
Помогайте ближним Вашим болящим, но не думайте, что добро делаете, а из любви и сострадания.
Что вы удостаиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога, но только не выше сил и не с потерею своего здоровья.

Не удерживайте у себя того, что имеете к утешению изнемогших, нуждающихся, скорбящих.
Делайте для больного, старого и пр., но не желайте воздаяния за свою деятельность.
Будь готов посетить всякого человека, когда он находится в страданиях, трудах и скорбях.
Ухаживай за больным со всяким терпением и усердием, с сердечным участием, утешая страдальца добрым, ласковым, увещательным словом или краткою молитвою. Лови благоприятные минуты, чтобы прочитать для больного что-либо божественное.
Кто пренебрегает больным, тот не узрит свет; кто отвращает лице свое от скорбящего, для того омрачится день его.
Не пренебрегай голосом страждущего.
Больного надобно утешать Божественным Писанием и страданием Спасителя.
Когда увидим болящего, то не будем худо объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешил его.
Не должно отказывать в помощи больным из опасности заразиться их болезнью.
Посещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда.
Способ посещения и утешения больного: Вот этим письмом я иду посещать и утешать больную.
В посещении болящих должна быть рассудительность.
Есть тяжкие больные (после операции, сильно изнуренные болезнью, с переутомленной нервной системой и т.п.), которые тяготятся посещением и страдают, когда к ним обращаются с вопросами, расспросами, вообще разговорами. Поэтому, прежде чем посетить больного, нужно предварительно узнать от близких к нему — будет ли приятно их посещение болящему.

Посещай болящих, да посетит Бог тебя.

Равную награду получает больной и кто служит ему.
(Св. Пимен Многоболезненный).

Старайся утешать болящую не столько услугами, сколько веселым лицом.
Хотя и доброе дело — иметь заботу о больных и посещать их, но надобно иметь рассуждение; где повреждается душевное устроение ваше, то и без вас дело обойдется.
Что вы удостоиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога; но да не вознесется сердце ваше о сем; быть у больной — весьма доброе дело, и заповедь Божия, и долг любви сего требует, но только не выше сил и не с потерею своего здоровья.

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.
(Св. Димитрий Ростовский).

Из всего, что случается в земной жизни, только один грех должен печалить христианина.
Кто, согрешая, не наказывается здесь, тот самый несчастный человек.

(Св. Иоанн Златоуст).

Болезни бывают у нас от греха, они ослабляют страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига и даже более… Вместе с тем, нужно веровать и надеяться, что, если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему силу терпения.
(Преп. Серафим Саровский).

Благодатная исцелительнице.

Не напрасно наша земная жизнь называется юдолию плачевной: страждут и плачут здесь грешники, страждут и плачут и праведники. Для людей неверующих — в этом загадка неразгаданная, тайна непостижимая; а для нас, просвещенных верою Христовою, тут нет никакой тайны, никакой загадки. Когда Апостолы увидели слепорожденнаго и спросили Господа: кто согрешил: сей ли, или родители его, яко слеп родился? — Господь сердцеведец отвечал им: ни сей согрешил ни родители его, но да явятся дела Божии на нем (Иоанн 9, 2.3). И Он тут же совершил на нем Свое Божественное дело — исцелил его. Итак, не всегда скорбь и болезнь посылается человеку за грехи его: бывает скорбь и болезнь во славу Божию: да явятся дела Божии на скорбящем праведнике. И Господь Бог, дивный во святых Своих, являет дивныя дела Свои чрез святых Своих, наипаче же чрез Святейшую святых — Пресвятую Матерь Свою. Вот одно поучительное сказание об исцелении болящего праведника.

Был один благочестивый клирик, по имени Викентий. Он имел добрый обычай каждый раз, когда входил в церковь или выходил из нея, преклонять колена пред образом Богоматери и говорить: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Блаженно чрево Твое, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь Бог, наш Спаситель!» — Однажды этот благоговейный клирик тяжко заболел: у него загнил язык и от сильной боли он сделался без памяти. Но лишь только пришел в себя, он произнес в уме свою обычную молитву, и в ту же минуту увидел в изголовье своей постели прекрасного юношу: это был его Ангел Хранитель. С состраданием взирал Ангел Божий на болящаго и молитвенно воззвал: «о Госпоже Премилосердая! Ты ведаешь благочестивый подвиг сего страдальца; ведаешь его усердие к Тебе: каждый день он приносит Тебе Архангельское приветствие… Вот его язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, весь покрыт язвами; в безпамятсгве от боли он произносит только безумные глаголы… О Премилосердая Госпоже! обрати Матерний взор на сего страдальца и пощади его!» — Так молился Ангел Божий за болящаго, и едва произнес он свою молитву, как предстала во свете небесном Матерь Господа и, исцелив болящаго каплею млека своего, стала невидима… И больной встал с своего убогаго ложа, пошел в церковь и стал петь на клиросе вместе с другими клириками. Все знали о его тяжкой болезни, все были изумлены его внезапным исцелением, и когда он разсказал свое видение, все прославили Матерь Милосердия, исцелившую своего песнопевца. Чудо это изображено на иконе Богоматери, именуемой исцелительница икона эта, прославленная лет полтораста назад чудесами, находится в Московском Алексеевском женском монастыре. И поныне болящие притекают к ней с верою и получают, по вере своей, исцеления; особенно же часто берут ее благоговейные жители столицы в домы свои к одру болящих, и премилосердая Целительница недугов человеческих ниспосылает болящим облегчение и скорбящим благодатное утешение…

Много ли среди нас, братие мои, таких счастливцев, которые могли бы сказать о себе, что они совершенно здравы и телом и душой? Много ли таких, которые не жаловались бы на болезни телесные, а душою — кто не болен из нас? Все — все мы больны; если не телом, то душою, сердцем, умом, волею больны! Разница только в том, что болезнь телесная не всегда бывает по нашей вине; иногда Господь попускает такую болезнь для того, чтобы явилась слава Божия на страждущем праведнике; а в болезнях духовных, то есть, во грехах наших, никто, кроме нас, не повинен… Весь мир есть великий лазарет, и каждый грешник есть тяжко болящий страдалец. Что до того, что иной несчастный вовсе не видит грехов своих, вовсе не думает о них? Эго только показьшает, что болезнь души его велика и опасна, что он находится, так сказать, в духовном безпамятстве. Только благодатная сила Божия может исцелить душу, грехом зараженную; но для сего нужно, чтобы грешник пришел в себя и опомнился, чтобы увидел свое безпомощное положение и возопил к Богу о помиловании, как возопил клирик Викентий к Богоматери. А опомниться — значит увидеть свои грехи, и когда узрит человек грехи свои яко песок морской — се начало здравия души, как говорят святые отцы. Но как мы можем узреть грехи свои, если никогда не заглядываем в светлое зарцало заповедей Божиих, если не молимся никогда молитвою Ефрема Сирина: даруй ми. Господи Царю, зрети моя пpегрешения? Как познаем свою немощь духовную, если даже и не пытаемся бороться с своими греховными привычками, если не хотим понудить себя даже к малой некоей добродетели? Клирик Викентий каждый день по несколько раз преклонял колена пред образом Владычицы Богородицы, каждый день ублажал Присноблаженную Матерь Божию, и сия его добродетель привлекла к нему милосердие Царицы Небесной в многоскорбный час его телесных страданий. А мы — чем привлечем к себе милосердие Божие, чем заслужим сострадание Ангела Хранителя, — на что укажет он, наш неусыпный предстатель — Матери всех скорбящих, Целительнице всех болящих, премилосердой Ходатаице всех кающихся грешников? Есть ли у нас хоть одно какое-нибудь дело доброе, хоть одна какая добродетель, Богу любезная, на которую призрели бы милостиво Царица Небесная и ея Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос? Конечно, Ему-то не нужны наши добрыя дела, но нам — нужны, необходимы, как живительный пластырь на раны души. Не напрасно же заповеди Божии называются у святых отцев животворящими: начни только исполнять их как должно, не мудрствуя, не величаясь, из одной любви ко Господу, и ты сам увидишь, сердцем почувствуешь, что душа твоя смиряется, сердце очищается от страстей и возгревается любовию к Богу и ближнему, все существо твое обновляется благодатию Духа Божия животворящаго. Таков закон благодатной жизни. Итак, болишь ли ты телом, болишь ли душою, если хочешь исцелиться от недугов твоих, то сам иди навстречу зовущей тебя благодати Божией: не только проси в молитве, но и ищи, и толки в двери милосердия Божия делами добрыми, наипаче же делами милосердия к ближнему, и верь, что сии двери отверзутся тебе, и ты получишь желаемое исцеление… Святая Церковь предлагает тебе свои врачевства благодатныя, а ты постарайся воспользоваться ими как должно; она разрешит тебя в таинстве покаяния властию, от Христа ей данною, от грехов твоих, — а ты разреши врага твоего всепрощением и примирением с ним и омой душу свою слезами покаянными; она напитает тебя в таинстве Причащения пищею безсмертною — Телом и Кровию Христовою, а ты предочисти себя к сей трапезе небесной — постом и молитвою, сам во имя Христово напитай алчущаго, напой жаждущаго, одень нагого, утешь больного, посети в темнице заключенного; Святая Церковь предложит во исцеление телесных недугов твоих таинство елеосвящения, а ты сам найди случай уврачевать скорбящую душу сироты безпомощнаго, замени ему отца и мать, сделай для него — что можешь: ведь и лежа на одре болезни можно, — право же можно — делать дела милосердия к ближнему, если тебя Господь благословил земными благами! Только делай это смиренно, во имя заповеди Божией, делай, если можно — тайно; ты сам ищешь у Бога милости, — окажи же милость ближнему и Бог не откажет тебе в Своей милости. Вот что значит — идти навстречу всеисцеляющей благодати Божией. Итак, понуждай себя, брате мой, делать добро, какое можешь. Господь увидит труд твой, призрит на смиренное понуждение, коим ты понуждаешь себя к доброделанию во имя Его, призрит на нищету твою духовную и — болит ли твое тело, или страждет душа — Он исцелит тебя Своею благодатию. Помни, что если так будешь поступать, то и Ангел Хранитель твой, и все святые Божий, наипаче же премилосердая наша заступница, Пресвятая Богородица — не оставят тебя своими молитвами и предстательством у Господа Бога. Аминь.

Материал взят из книги: «Крупицы духовной мудрости «Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них.»

Комментирование запрещено

  • Рубрики нашего сайта